18 Октября 2017
$57.34
67.46
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 12.03.2015

Чудо перевоспитания

Фотограф: Евгений ПЕТРЕНКО

В академическом театре драмы сыграли премьеру

В академическом театре драмы сыграли премьеру

Спектакль «Третье слово» («Дикарь») поставил на большой сцене артист и режиссер Александр Сафронов. Комедия испанца Алехандро Касона под его руководством стала размышлением о предназначении человека, об истинных и ложных ценностях, а также о соотношении природы и цивилизации.

Эта очень известная пьеса была написана в 1953 году и с тех пор не сходит с подмостков многих театров – занимательный сюжет, богатая фактура, придуманная автором, да и сам жанр сделали ее одним из самых репертуарных произведений не только русского театра. Она переведена на восемь языков, и читать ее так же легко, как и смотреть сценическую интерпретацию. С «Дикарем» связана весьма любопытная история, многое говорящая о преемственности, существующей в театре драмы. Буквально через девять лет после создания пьесы в Калининском театре ее поставил Александр Сафронов – отец режиссера нынешнего спектакля. Более пятидесяти лет назад главные роли в ней – Марги и Пабло – сыграли чрезвычайно популярные молодые артисты Наина Хонина и кумир калининских женщин Валерий Гатаев.

В 2015 году народная артистка России Наина Хонина вновь вышла на сцену, но уже в роли тетки главного героя Матильды, женщины мало того что властной, но еще и чрезвычайно серьезной, знающей себе цену и в некоторой степени расчетливой. О том, что это действительно так, говорит только один факт – замужем Матильда была всего неделю. Ее сестра Анхелина считает, что Матильде повезло, поскольку, помучившись несколько дней, она обеспечила себе безбедное существование на всю оставшуюся жизнь.

Эти две героини (Матильду в очередь с Наиной Хониной играет Ирина Андрианова, а ее несколько инфантильную родственницу – Вера Рычкова) составляют карнавальную пару, и провоцирующую развитие действия, и добавляющую в него изрядное количество комических эпизодов. Собственно, с них начинается история о Пабло (Тарас Кузьмин), который долгое время жил вместе с отцом в горах.
Так папенька хотел защитить сына от книг и женщин, дабы тот сохранил чистоту, и отец немало преуспел в этом. Однако совсем не ко времени умер, и Пабло, став мужчиной, в буквальном смысле сталкивается с тем, против чего так усердно боролся его отец. Естественно, с женщинами и книгами. Но если теток, взявших дикаря на воспитание, в расчет можно не брать, то очередную учительницу, которую нанимают опекунши для великовозрастного ученика, вполне можно и нужно опасаться.

Собственно, вот она – завязка, от которой режиссер Александр Сафронов тянет ниточки к едва ли не философскому финалу своего спектакля. Понятно, что история воспитания необремененного знаниями и опытом жизни в обществе Пабло становится поначалу центральной сюжетной линией. Зритель гадает: найдет ли молодая учительница подход к неуправляемому ученику, который наукам предпочитает охоту в горах, или не справится со своей задачей, как не справились другие воспитатели, потерпевшие фиаско.

Впрочем, вопросы эти больше формальные – и так ясно, что красавица Марга (Юлия Бедарева, Ирина Погодина) в доме появляется не случайно… Кто победит: природа или цивилизация? Акцент в спектакле сделан прежде всего на чувствах – как зарождается оно в героях и как оно преобразует их жизнь. Изменения в персонажах происходят кардинальные, хоть стороннему взгляду и не заметные. В общении Пабло и Марга пытаются найти смысл человеческого бытия и за чтением стихов определяют ключевые его понятия – жизнь, смерть и любовь. Найдя таким образом гармонию, они просто обречены столкнуться с бездушным обществом, смысл существования представителей которого весьма и весьма сомнителен. И здесь дикарские привычки Пабло – ужимки и прыжки – не являются показателем его невоспитанности и дремучести. Ими он запугивает и профессора (Вячеслав Грибков), и подвыпившую Лулу (Дарья Плавинская), и Фифи (Светлана Аксенова), но они должны видеть в герое Тараса Кузьмина не современного Маугли, а самих себя. «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь?» – эти слова из другой комедии как нельзя лучше ложатся на испанский материал. Романтическая история о дикаре перестает быть только романтической. Александр Сафронов (он, кстати, играет в премьерном спектакле роль сеньора Ролдана) вместе с артистами подробно рассматривает процесс не только интеллектуального взросления главного героя, но и процесс его внутреннего развития, совпадающий с обретением новых знаний и нового опыта образованной Марги. Персонажи дополняют друг друга, именно поэтому им вместе легче бороться с косностью и стереотипами. В этой борьбе они вышли победителями. Может быть, только потому, что сумели найти то третье слово, без которого невозможна настоящая жизнь.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
211

Возврат к списку

Тверь запомнилась гостям конкурса «Лучший по профессии» испытаниями и красотой улиц
Сегодня торжественной церемонией награждения победителей в ДТДМ завершились соревнования Всероссийского конкурса среди юных «Лучший по профессии». Более 140 участников из 34 регионов страны смогли достойно проявить себя и показать, чему их научили наставники. 
13.10.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость