23 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 05.08.2014

Иной мечты не было

Фотограф: ТОКГ

Семейный альбом Серовых в интерьере эпохи

Сто четыре года назад родился один из самых известных русских художников – Владимир Александрович Серов, чья знаменитая «лениниана» незаслуженно затмила все другие его достижения – в рисунке, портрете…

Каждую знаменательную дату мемориально-художественный музей живописца в Эммаусе отмечает выставкой фотографий из семейного архива уроженца этих мест.

В витринах выложены старые, чуть пожелтевшие фотографии, переданные Тверской областной картинной галерее семьей Серовых. Почему именно в Эммаусе был открыт музей, кем были родители художника, как выглядел отчий дом, как проходило становление его как художника?

Владимир Александрович родился в Эммаусе в доме своего деда по материнской линии Ильи Тимофеевича Успенского, который был священником, – на одной из фотографий он запечатлен с супругой Марией. Перед посетителем предстает вся большая семья: мама художника Надежда Ильинична Серова (Успенская) (1884–1961), заслуженный учитель школы РСФСР, награжденная орденом Ленина, и его отец Александр Прокопьевич, портрет которого есть настоящий раритет. Серов не раз писал мать, а изображений отца практически не оставил. С карточки на нас смотрит целеустремленный мужчина с открытым лбом, с усами и волевым ртом… У четы Серовых кроме Владимира были еще сыновья – старшие Николай и Евгений, которых неизвестный фотограф запечатлел на пленку в Весьегонске: они стоят на фоне бревенчатой стены, возможно, того дома, где семья жила. Эта карточка датируется 1913–1914 годами. Семейную галерею продолжают сестры Надежды Ильиничны – Ольга Успенская (1875–1960), окончившая школу Максимовича, и Евгения Рауш (1880–1937) и ее муж, подполковник железнодорожных войск Георгий Рауш (барон фон Траубенберг), с детьми. Надо сказать, сестры Ольга и Надежда в Эммаусе основали церковно-приходскую школу. Ольга всю жизнь преподавала именно здесь, а Надежда учительствовала в том числе и в Весьегонске, куда семья художника переехала вскоре после его рождения.

Биографы Серова говорят о том, что появление его на свет именно в Эммаусе – своего рода стечение обстоятельств. Отец будущего живописца и президента Академии художеств СССР, лауреата Государственных премий принимал активное участие в развернувшемся в то время революционном движении, что в жизнь семьи привносило немало неудобств, которые касались прежде всего постоянных переездов с места на место. В 1914 году Серовы ехали в деревеньку Устровку Весьегонского уезда и на несколько дней остановились в Эммаусе. Володя родился, как предполагается, в доме своего деда, а спустя пару месяцев, когда мама и малыш окрепли, семья продолжила свой путь. Жила в Устровке, а потом в Весьегонске. Одна из фотографий показывает нам, как выглядел дедовский дом в конце 70-х годов прошлого века, – крепкую двухэтажную деревянную постройку, которая сохранилась и до наших дней, украшают резные ставни, перед фасадом растет сирень…

Заведующая музеем Наталья Диченская рассказывает, что в этом доме Серов постоянно бывал у своей тетки Ольги Ильиничны, здесь вместе с женой Генриеттой Григорьевной и сыном Ярославом он прятался после ареста старшего брата Николая в 1939 году. Сюда же художник перевез супругу Николая с сыном Владимиром. В этом же году он приступил к созданию своего первого монументального исторического полотна «Степан Разин», впоследствии утерянного, – сохранились только наброски и эскизы к нему, и, уходя работать, говорил, что идет на «вышку». Так Владимир Александрович называл второй этаж дедовского дома, который он особенно любил.

Как становятся художниками? Родители Владимира Серова были образованными и начитанными людьми, они уделяли много внимания воспитанию детей. Так, оказавшись в Весьегонске, Володя стал учеником художественной студии Савелия Яковлевича Шлейфера, художника, участвовавшего в выставках «Бубнового валета» и «Голубой розы». Интерес к искусству, по воспоминаниям художника, у него не угасал никогда. «Мучительный для многих выбор профессии был определен мною очень рано, – вспоминал Серов, – и иной мечты, кроме мечты стать художником, у меня не было». Старые карточки воссоздают атмосферу ученической поры: стены студии Шлейфера завешаны детскими рисунками, учителя обступили разновозрастные воспитанники – вместе с наставником они разбирают композицию.

Надо сказать, что подготовку дети получали весьма основательную: работы студийцев демонстрировались на выставках в Весьегонске и Санкт-Петербурге, а сам Серов поступил во Всероссийскую Академию художеств, приехав из тверской глубинки. Он учился в мастерской Василия Савинского, с которым сфотографировался. На другом снимке мы видим уже состоявшегося художника в его ленинградской мастерской в окружении коллег, здесь же и сын Серова, Ярослав, очень похожий на своего отца, очень разностороннего человека. Он мог бы стать артистом, но стал художником, который всю жизнь отстаивал свою позицию. К Серову во многом относятся предвзято, созданная им «лениниана» дает критикам право называть его номенклатурным художником, но это не так. Серов уже в детском возрасте выбрал свой путь: он вполне разделял революционные идеи родителей, и первый портрет Ленина создал в пятилетнем возрасте. Он увидел вождя мировой революции на открытке и начал выкладывать такой же спичками, потом стал рисовать голову… Эта работа очень понравилась отцу, и похвала вселила в юного художника уверенность. Как рассказывает Наталья Диченская, Серову очень импонировал образ Ленина, которого он считал выдающимся человеком, но, так сложилось, живым Владимир Александрович его никогда не видел – Ильич умер, когда Серову было 14 лет. И когда он узнал об этой смерти, то, как пишет в воспоминаниях, у него и родилась идея создать живописную биографию Ленина.

Сегодня, когда наши суждения о творчестве Серова не скованы идеологическими рамками, совершенно ясно, что при всей внешней блистательности его художественная судьба трагична. И сейчас мы, с одной стороны, с горечью осознаем это, а с другой – вновь открываем для себя этого замечательного русского художника. Поэтому, пожалуй, самый больший интерес теперь представляют его работы, не связанные с социальным и политическим заказом. И они составляют основу постоянной экспозиции музея в Эммаусе.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений Петренко
330

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость