25 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 14.07.2014

Сто двенадцать лет спустя

Фотограф: Александр Солодков

На Театральной площади отметили день рождения Лемешева

На Театральной площади отметили день рождения Лемешева


В областном центре начал работу двухдневный музыкальный фестиваль «Вижу чудное приволье», посвященный Сергею Лемешеву. По традиции он проходит на открытых площадках, сначала в областном центре, а затем – в деревне Князево, которая подарила миру одного из самых лучших в оперной практике исполнителей партии Ленского.

Лирический тенор Сергея Яковлевича Лемешева формировался на тверской земле. Уроженец Князева благодаря своему дарованию встал в один ряд с теми атлантами русской культуры, которые, так же как и он, вышли из народа. В этом году фестиваль, названный строчкой из песни «Родина», проходит в 27-й раз – с 1987 года он объединяет почитателей таланта русского тенора, любителей оперного искусства. По оценкам организаторов, в последние годы концерты на Театральной площади собирают не менее тысячи человек, и это говорит о востребованности оперного искусства и об интересе к нему. Собственно, удивляться здесь нечему. Стоит лишь вспомнить, что сила дарования Лемешева была такова, что к сложнейшему музыкальному жанру он приучил даже неискушенного слушателя, мало или совсем не разбирающегося в опере. В середине прошлого столетия слава его гремела повсюду, партии, которые Лемешев пел на сцене Большого театра, народ знал наизусть и тихонько подпевал певцу, слыша его голос из радиоприемника. 

«Вижу чудное приволье, вижу реки и моря…» – разносится по Театральной площади запись Лемешева. Пространство перед Тверской филармонией превращено в оперу под открытым небом: задник сцены, установленной перед памятником Пушкину, усиливает это ощущение – на полотне воспроизведен интерьер зрительного зала. Роль люстры на этот раз выполняет скупое июльское солнце, которое, однако, в самом начале концерта пусть ненадолго, но выглянуло из-за туч.

Площадь постепенно заполняется зрителями – их с каждым разом становится все больше, люди приходят с раскладными стульями, ставят их поближе к сцене. Многие сознательно остаются стоять в дань уважения перед гением Лемешева и ее величеством Оперой.

Имя князевского самородка и название жанра музыкально-драматического искусства равновелики. «Опера» с итальянского переводится как «дело, труд, работа». Вспоминаются слова Константина Станиславского, в студии которого учился Лемешев. Реформатор русского театра любил повторять, что во время занятий артист может развить фантазию, добиться сценической выразительности и чувства художественной правды, но талант он должен принести с собой. Лемешев был одарен безмерно. Открывая концерт, ведущая вечера главный режиссер концертных программ РГМЦ «Орфей» Галина Власенок напомнила только один факт из истории музыкальной культуры. В 2008 году журнал «BBC Music Magazin» попросил самых известных английских и американских критиков назвать двадцать лучших теноров XX века. В список, который возглавил Пласидо Доминго, не вошли ни Владимир Атлантов, ни Леонид Собинов, ни Хосе Каррерас, но вошел Лемешев, он вообще оказался единственным русским певцом, включенным в этот своеобразный рейтинг.

– В любой стране есть люди, которые являются нацио­нальной гордостью государства, – говорит, приветствуя гостей фестиваля, председатель комитета по делам культуры Тверской области Елена Шевченко. – Сергей Лемешев – один из них. Его талант вдохновлял и вдохновляет, не случайно инициативы по соз­данию музея певца в Князеве и Лемешевского кольца Верх­неволжья принадлежат тверитянам, преданным поклонникам высокого искусства, которое дарил людям Сергей Яковлевич.

В день концерта со дня рождения Лемешева исполнилось 112 лет. Время проходит – искусство остается в веках. Звучит «Полонез» из оперы «Евгений Онегин», ставшей для певца звездной.
Далеко за пределы площади разлетается гениальная музыка в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России, единственного в нашей стране коллектива, в котором соединены симфонический оркестр и хоровая капелла. Поэтому услышать его вживую – большая удача, ну и, конечно, огромное эстетическое удовольствие. Тем более что за пультом – Валерий Полянский, дирижер феноменальный. До него в России не было человека, который мог бы управлять хором и симфоническим оркестром одновременно, сочетая две совершенно разные техники дирижирования.

Участие в концерте солистов делало выступление еще интереснее – в их исполнении прозвучали, во-первых, номера, составившие Лемешеву славу, а во-вторых, арии и дуэты из опер зарубежных исполнителей. Разумеется, не обошлось без «Родины» – ее исполнил солист симфонической капеллы Максим Сажин, обладатель чисто лемешевского тенора. 

Знакомые слова тут же подхватили зрители, певшие вместе с последователями Лемешева не только про русские картины, песни жаворонка и трели соловья, но и про то, что «весь табор спит. Луна над ним // Полночной красотою блещет…» – арию Алеко из оперы Рахманинова спел солист музыкального театра «Геликон-Опера» Сергей Топтыгин (бас-баритон). 

Чайковский меж тем преобладал. В первой части концерта публика услышала ударные вещи из его оперного наследия: ариозо Германа из «Пиковой дамы» в исполнении солиста Госкапеллы Олега Долгова (тенор), арию Короля Рене из «Иоланты» представил его коллега по коллективу Руслан Розыев (бас), Максим Сажин сорвал бурные овации на арии Ленского из «Евгения Онегина», публика наградила дружными аплодисментами солистку Большого театра Елену Евсееву (сопрано) за арию Лизы, а сопрано Анну Пегову – за арию Оксаны из «Черевичек». Последняя исполняется в сопровождении хора, который мощно исполнил в концерте «Болят мои скоры ноженьки» из «Евгения Онегина», не говоря уже о невероятном по эмоциональной силе хоре рабов из «Набукко», завершившем программу.

Верди составлял другой музыкальный полюс концерта, образовавшийся из первостатейных, то есть хорошо известных номеров – дуэта Виолетты и Альфреда из «Травиаты», прозвучавшего в исполнении солистов Тверской филармонии Татьяны Скворцовой (сопрано) и Ивана Михайлова (тенор), арий Фиеско с хором из оперы «Симон Бокканегра» и Миллера из «Луизы Миллер», болеро Елены из «Сицилийской вечерни» и песни Азучены из оперы «Трубадур».

Между ними изящными вкраплениями выглядели сочинения Глинки, Пуччини и Гуно. Особенно эффектно был преподнесен слушателю Вальс Джульетты из «Ромео и Джульетты», оперы, написанной французским композитором в 1867 году, – его спела Татьяна Скворцова.

После завершения основного блока солисты, участвовавшие в программе, – а кроме уже названных своим искусством с тверитянами делились Людмила Кузнецова, Анастасия Привознова, Евгений Либерман – вышли к сцене и принимали цветы от благодарных зрителей, побывавших в оперном театре под открытым небом.

Сергей  БОЙЦОВ

 

Автор: Сергей Бойцов
414

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость