24 Ноября 2017
$58.46
69.18
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 30.04.2014

Многоголосие эталона

Фотограф: Вячеслав Старостенко

Губернаторский камерный хор «Русский партес» отметил 25-летие

Этой дате был посвящен большой концерт, который состоялся в Тверской академической филармонии. На нем прозвучала русская и зарубежная музыка, а с днем рождения коллектив поздравил человек, стоявший у истоков «Русского партеса», его создатель, заслуженный артист России Игорь Журавленко.

– Двадцатипятилетие «Русского партеса» – очень важное событие в культурной жизни региона, – сказала заместитель председателя Правительства области Светлана Вержбицкая, поздравляя коллектив с юбилеем. – Мы гордимся хором, который каждый раз удивляет нас новыми программами, выступлениями с оркестром, солистами, другими коллективами. Важно, что многие участники хора поют в нем со времени основания, и это говорит о творческой стабильности и высоком профессионализме. В этом причина популярности «Русского партеса» в музыкальном мире.

Название коллективу придумал маэстро Игорь Журавленко. Оно естественным образом возникло на волне интереса к русскому партесному пению. И 25 лет назад, и сейчас имя хора специалисты оценивают как креативное, привлекательное и, самое главное, соответствующее самому характеру творчества артистов, выходящих на сцену. Партес означает поделенный на самостоятельные голоса. Как известно, на Руси голоса играли роль различных инструментов в многоголосном оркестре.

В стилистике Возрождения

– Первоначально «Русский партес» был мадригальным певческим ансамблем, – рассказывает нынешний руководитель коллектива, художественный руководитель и главный дирижер Тверской филармонии Андрей Кружков. – Игорь Журавленко, тонкий музыкант, исследователь музыки эпохи Средневековья, очень много сделал для возвращения слушателю забытой или почти забытой части русской музыкальной культуры. Вместе с ансамблем он впервые исполнил сочинения Дегтярева, Бортнянского, Веделя. К слушателю благодаря «Русскому партесу» вернулись произведения Василия Титова, Николая Делецкого, Симеона Пикалицкого и многих других авторов.

В первые годы в ансамбле пели восемь мужчин и четыре женщины, голоса которых по русской традиции делились на светлые и темные. С одной стороны, таким составом в принципе можно было исполнять любую музыку, с другой же – именно эта вокальная палитра позволяла адекватнее всего передавать современному слушателю музыку русского барокко. В этом смысле ансамбль и был певческим. Другая составляющая названия – мадригальный – означала старинный, поющий в стилистике эпохи Возрождения. Когда мы сказали, что ансамбль мог петь не только старинный, но  и любой репертуар вообще, мы не ошиблись: коллектив с успехом участвовал в постановке таких опер, как «Риголетто», «Травиата», «Евгений Онегин», что явилось большим опытом и школой.

Смена состава

Новая страница в истории коллектива началась в 2003 году: ансамбль был преобразован в камерный хор, соответственно увеличилось и количество участников – сейчас в «Русском партесе» поют 23 человека. В хоре – выпускники Тверского музыкального колледжа имени Мусоргского, российских вузов, и каждый из них привносит в мелодию свою индивидуальность. Из артистов «Русского партеса» были сформированы женский и мужской вокальные ансамбли, что, по мнению Андрея Кружкова, весьма плодотворно влияет на творческую жизнь солистов.

Конечно, изменился и репертуар. За эти годы коллективом были освоены разные пласты русской хоровой культуры, поэтому о нем с уверенностью можно говорить как об универсальном. В сегодняшнем репертуаре хора – русская музыка а капелла, зарубежная классика, сочинения эпохи Возрождения, произведения, исполняемые с оркестром, современная музыка. Что важно, коллектив никогда не отходил и не отходит от своего главного принципа – представлять тверскому слушателю новые произведения. К таким, например, относится «Нельсон-месса» Гайдна, «Stabat mater» Пуленка, «Месса» Шуберта, которая впервые была исполнена в 2004 году на фестивале «Рождественские встречи в Северной Пальмире» в Санкт-Петербурге и повторена на торжественном открытии XXII Международного фестиваля музыки Баха минувшим мартом под руководством Петра Сулковского. Причем совершенно в иной трактовке.

Бережный подход

– «Партес» не стоит на месте, основную нашу задачу мы видим в пропаганде сочинений современных композиторов, в том числе и тверских, и в концерты мы всегда включаем такие произведения. Слушатели имели возможность познакомиться с творчеством Елены Лебедевой, Сергея Левина, хормейстера и артиста хора, уважаемого композитора. Его произведение «Тернистый путь красоты» с успехом было исполнено на фестивалях в Швейцарии и Польше, – рассказывает Андрей Кружков.

В программе состоявшегося концерта, например, впервые прозвучало очень интересное произведение Валерия Калистратова «Плач невесты-сироты перед свадьбой». Сольную партию исполнила в нем Ольга Атрохова. Кроме того, коллектив представил слушателю новые обработки русских народных песен, в частности, «В час да по часу» в обработке Алексея Ларина, «На горушке, на горе» в обработке Светланы Пахомовой.

Андрей Кружков особенно отмечает работу хормейстеров, называя их служителями редкой и очень трудной профессии в музыкальном искусстве, ведь голос – очень сложный инструмент и требует к себе чрезвычайно бережного подхода. Кроме Сергея Левина руководителю коллектива помогает Галина Шленская, выпускница Тверского музыкального колледжа и Петрозаводской консерватории. Вообще существование такой музыкальной институции, как «Русский партес», играет большую роль в создании положительного климата в нашей культуре. Связано это прежде всего с тем, что тверские выпускники профильных колледжей и вузов могут возвращаться домой и творить на благо своей малой родины. Кроме того, большие надежды Андрей Кружков возлагает на возрожденное совсем недавно Всероссийское хоровое общество и его тверское отделение. Это объединение, во-первых, дает дополнительный стимул к творчеству, а во-вторых, ведет к консолидации усилий не только профессиональных хоровых коллективов, но и хоров полупрофессиональных и самодеятельных, которых в регионе достаточно много.

Затрагивая тему планов, художественный руководитель хора вновь говорит об освоении нового репертуара, в том числе произведений тверских композиторов Константина Тушинка и Сергея Левина, тем более что они хорошо воспринимаются, востребованы публикой. Речь также идет о разучивании сочинений монументального плана, таких, как «Реквием» Моцарта, впервые исполненный на фестивале «Музыкальная осень», или «Кармина Бурана» Карла Орфа. Так, в  будущем «Русский партес» представит публике «Страсти по Иоанну» Баха. Разговор с Андреем Кружковым постепенно переходит к обсуждению вопроса: можно ли создать идеальный хор?

– В принципе, как таковых, эталонов не существует. Как мадригальный певческий ансамбль коллектив был идеален, как был идеален для той музыки его первоначальный состав, – объясняет Андрей Кружков. – Камерный хор – это уже совсем другая репертуарная политика, пение на цепном дыхании, что подразумевает совершенно иное звукообразование, иное мышление в партиях, когда один певец подстраховывает другого, а в звучании появляется характерная тянучесть. И это тоже идеальный состав. Если говорить об опере или монументальных жанрах, то нам, конечно, хотелось бы расширить состав. Скажем, для исполнения «Нельсон-мессы» требуется либо усиливать хор, либо привлекать другой коллектив. Это не всегда легко сделать. Состав из 25 человек может исполнять любую музыку, в том числе и оперную, может кооперироваться с таким коллективом, как «Ярославия», который приезжал к нам в прошлом году, или хором Детской хоровой школы из Конакова, с которым мы готовили «Кармину Бурану». Мне кажется, то, что мы сейчас имеем, идеально для времени, в какое мы живем, и для того репертуара, который исполняем.

Евгений ПЕТРЕНКО

 

Контекст

Площадки и выступления

За годы творческой деятельности коллектив Анд-рея Кружкова получил признание не только в России, но и за рубежом, прекрасно зарекомендовал себя на многих европейских сценах. Хор принимает участие во всех филармонических фестивалях, концертах, выступает в программах абонементов. Гастрольные поездки коллектива связаны с такими значимыми музыкальными площадками страны, как Концертный зал имени П.И. Чайковского в Москве, где он выступал с Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н.П. Осипова, Малый зал Санкт-Петербургской филармонии, в котором проходил Международный фестиваль «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире», Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, принимавшая Всероссийский фестиваль «Невские хоровые ассамблеи», слушателей которого приветствовал тверской коллектив.

В 2008 году «Русский партес» получил Золотой диплом Международного фестиваля-конкурса духовной и рождественской музыки в Чехии, а также звание «Лучший коллектив фестиваля». В этом же году камерный хор был удостоен звания лауреата премии губернатора Тверской области. В 2009 году коллектив получил премию Центрального федерального округа в номинации «За достижения в области музыкального искусства», а два года назад ему присвоен почетный статус «Губернаторский».

Автор: Евгений Петренко
358

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость