22 Сентября 2017
$58.22
69.26
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 24.03.2014

Вокруг вершины

Фотограф: ВЯЧЕСЛАВ СТАРОСТЕНКО

Открылся Баховский фестиваль

В двадцать второй раз Тверская академическая филармония начинает Международный фестиваль музыки Иоганна Себастьяна Баха, который в этом году проходит под девизом «Вершина и окружение».

Министр культуры России Владимир Мединский в своем приветствии фестивалю отмечает, что тверской Баховский «имеет огромное культурное значение в масштабах всей страны», он «формирует и развивает музыкальный вкус у подрастающего поколения, воспитывает в современных людях тягу к прекрасному». Губернатор Андрей Шевелев, при­ветствуя гостей и участников форума, выражает уверенность, что «в этом году, объявленном Годом культуры в России, XXII Международный фестиваль музыки И.С. Баха станет настоящим украшением культурной жизни тверского региона».

– Фестиваль имеет очень богатую историю, и только поэтому каждый раз он становится событием, – подчеркнула председатель комитета по делам культуры Тверской области Елена Шевченко на открытии форума. – Имя Баха является бесконечной вершиной, приблизиться к которой стремится каждая музыкальная эпоха.

Открытию форума предшествовали гастроли Губернаторского камерного оркестра «Российская камерата» и солистов филармонии в Бельгии, Брюсселе и Польше. По мнению Пиотра Сулковски, художественного руководителя Варминско-Мазурской филармонии в польском Ольштыне, где завершался тур, его можно назвать триумфальным.

Такую оценку выступлению тверских музыкантов маэстро дал на состоявшейся в четверг пресс-конференции, посвященной открытию Баховского фестиваля. Польский дирижер открывал его вместе с «Российской камератой».

Первый концерт турне состоялся в Большом зале Бельгийской консерватории в Брюсселе, в котором проходит известный конкурс имени королевы Елизаветы: оркестр и солисты – лауреаты международных конкурсов Максим Сальников (баян) и Ольга Орлова (фортепиано) исполнили знаменитые «Времена года» Антонио Вивальди и не менее знаменитые «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы. Выступление настолько впечатлило брюссельскую публику, что оно было номинировано на премию «Золотая марка», редко присуждаемую российским исполнителям. В Швейцарии, в городе Вилларе, на фестивале Les Classiques de Villar, тверские артисты представили сочинение тверского композитора Сергея Левина «Тернистый путь красоты» для струнного оркестра и баяна, произведения Антона Аренского, Дмит­рия Шостаковича, Александра Глазунова.

Андрей Кружков, художественный руководитель Тверской филармонии и главный дирижер «Российской камераты», говоря об участии в этом фестивале, особенно отмечает два важных события, к которому наши музыканты имеют непосредственное отношение. Во-первых, в Вилларе состоялась европейская премьера музыкальных иллюстраций к «Дюймовочке» Андерсена – исполнение этого сочинения Елены Лебедевой сопровождалось текстом самой сказки, которую на французском языке читала Надеж Бергер. А во-вторых, в программе «Бах и его сыновья» оркестр вместе с известным французским клавесинистом Жоржем Киссом впервые сыграл Концерт для клавесина и струнных фа мажор, принадлежащий Карлу Филиппу Эммануилу Баху. «Это сочинение было до этого неизвестно, – рассказывает Андрей Кружков. – Жорж Кисс, занимающийся историей музыки, нашел рукопись концерта в Британской библиотеке и предложил нам исполнить его».

Заключительный концерт европейского турне прошел в Варминско-Мазурской филармонии имени Феликса Нововейского в Ольштыне. «Вариации на тему Чайковского» Аренского, вновь «Тернистый путь красоты» и – главный номер программы – Камерная симфония Шостаковича «Памяти жертв фашизма и войны» заставили публику затаить дыхание.

– Звучание оркестра «Российская камерата» уникально, и коллектив в Ольштыне очень ждали, – признается Пиотр Сулковски, который на состоявшемся открытии фестиваля имени Баха дирижировал тверским коллективом.

По словам маэстро, в каждом произведении, составившем программу церемонии открытия, заключалась музыкальная проблема, которую в ходе нескольких репетиций дирижер вместе с оркестрантами успешно решили, в результате чего сформировалась идея. Именно ее воплощению было посвящено исполнение опусов Баха и Шуберта. «С оркестром работать очень легко», – говорит с улыбкой дирижер, и с результатом этой работы тверские меломаны могли познакомиться на первой программе форума.

Выдающийся испанский гитарист и педагог Андрес Сеговия говорил, что «волшебник Бах – Гималаи музыки», и каждый фестиваль музыки немецкого композитора, в этом году названный «Вершина и окружение», убедительно это доказывает. Меломаны помнят, что форум связывал творчество Баха с музыкой Вены, с великими итальянскими мастерами и современными композиторами. В программу нынешнего форума включены в основном сочинения самого Баха, которые «обрамляют» произведения Серве, Листа, Мендельсона, Генделя, Вивальди, Моцарта и Йозефа Гайдна. Например, 3 апреля в Твери впервые прозвучит «Семь слов нашего Спасителя на Кресте» Йозефа Гайдна.

Афишу первого концерта составила прежде всего хрестоматийно-величественная баховская Токката и фуга ре минор, исполнением которой (Маргарита Королева) фестиваль открылся. Затем ансамбль солистов «Российской камераты» представил Третий Бранденбургский концерт, который музыковеды часто называют прототипом современного струнного квартета, так как Бах использует здесь только струнные. Затем на сцену вышел весь оркестр и под эмоциональным руководством Пиотра Сулковски представил балладу Франца Шуберта «Лесной царь», принесшую композитору славу. В Сюите № 2 си минор Баха для флейты и струнного оркестра солировала Елена Милкина, с которой «Российская камерата» не раз выступала на фестивале «Бах плюс», проводившемся в Царицыне молодым московским органистом Константином Волостновым. В Твери же она играла впервые.

– Мне бесконечно радостно выходить на сцену с «Российской камератой», изумительным коллективом, который помогает солисту, – призналась Елена Милкина перед концертом, в котором и «Лесной царь», и си-минорная сюита приобрели новое звучание. В том числе благодаря дирижеру.

По словам Андрея Кружкова, для музыкантов работа с маэстро – весьма полезный мастер-класс. Прежде всего это касается освоения особенностей западного прочтения классических произведений, а также знакомства с европейской дирижерской тактикой, в полной мере проявившейся в заключительном сочинении концерта – Мессе № 2 соль мажор Франца Шуберта, отличающейся проникновенным песенным мелодизмом, который изящно передали и оркестр, и хор «Российская камерата», и солисты – сопрано Татьяна Скворцова, тенор Иван Михайлов и бас Виталий Ефанов.

Следующий концерт фестиваля состоится в воскресенье, и его с полным правом можно назвать знаковым в истории форума. На сцену филармонии выйдет патриарх органного искусства народный артист России Гарри Гродберг, который стоял у истоков «института» музыки Баха, как часто называют тверской Баховский. В начале нынешнего года Гарри Яковлевич отметил свое 85-летие, но, несмотря на почтенный возраст, он продолжает концертировать и уже завтра вновь выступит в Твери.

Евгений ПЕТРЕНКО

Программа фестиваля

25 марта. Молодые дарования Тверского края

26 марта. Марк Дробинский (виолончель, Франция). Гайдн. Концерт До мажор для виолончели с оркестром, Бах – Мартынов. Сюита для струнного оркестра, Серве. Большая фантазия на темы Россини из оперы «Севильский цирюльник», Бах. Сюита для виолончели соло № 2 ре минор

28 марта. Михаил Мордвинов (фортепиано, Германия). Бах. Хроматическая фантазия и фуга ре минор, Партита № 4 Ре мажор, Бах – Рахманинов. Прелюдия, гавот и жига из сюиты Ми мажор для скрипки соло, К.Ф.Э. Бах. Две фантазии, Лист. Фантазия и фуга на тему B-A-C-H

1 апреля. Ансамбль «Классика-арт». Бах. Instrumentalsatz и Ария из «Охотничьей кантаты», Бурре, Менуэт и Шутка из сюиты для флейты h-moll, Преториус. Ballet для квартета блокфлейт, гитары и ударных, Франсе. Секстет для духовых и фортепиано «Час Пастуха».

2 апреля. Концерт скрипичной музыки. Народная артистка России Ирина Бочкова, Тигран Майтесян (Бельгия), камерный оркестр «Российская камерата». Шуберт. Блестящее рондо для скрипки с оркестром си минор; Вивальди. «Времена года», Концерт для двух скрипок с оркестром ля минор; Бах. Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор

3 апреля. Ансамбль солистов фестиваля «Возвращение». Гайдн «Семь слов нашего Спасителя на Кресте»

12 апреля. Торжественное закрытие фестиваля. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», дирижер Дмит­рий Юровский. Моцарт. Увертюра к опере «Дон-Жуан», Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Ми бемоль мажор, Симфония № 40 соль минор

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
292

Возврат к списку

Тверская область ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Сегодня в столичном комплексе «Экспоцентр» завершается 23-я международная выставка «Отдых Leisure-2017». На три дня огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России.
20.09.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость