18 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 09.12.2013

И немного нервно

Фотограф: Ильдар Аюпов

Премьера вызвала у зрителей смех

В Тверском академическом театре драмы идут показы нового спектакля. Борис Михня поставил пьесу Рея Куни «Клинический случай», которая стала уже третьим обращением режиссера к творчеству этого популярного английского драматурга, удостоенного престижнейшей премии имени Лоуренса Оливье.

Первой ласточкой стала комедия «№ 13 (Беспорядок)», не сходящая с подмостков уже десять лет и каждый раз собирающая полные залы. Девять сезонов в репертуаре значится и спектакль «Слишком женатый таксист», премьера которого, как и «Клинического случая», состоялась в преддверии Нового года. Лихо закрученный сюжет, нелепые, а зачастую и глупые ситуации, виртуозное вранье и изворотливость, демонстрируемые персонажами, яркие характеры – всего этого в избытке хватает в пьесах Рея Куни, всего этого в избытке и в тверских интерпретациях его сочинений. 

Сюжет пьес на первый взгляд ничего экстраординарного и смешного не сулит, однако авторская фантазия прихотлива: писательская воля помещает героев в немыслимые в реальной жизни обстоятельства, из которых они на протяжении всего действия пытаются найти выход. И в конечном итоге его находят, но эти поиски заставляют зрителя и вдоволь посмеяться, и задуматься о превратностях человеческой жизни. В основе конфликта комедий Рея Куни, как правило, лежит ошибка, совершенная главным героем либо в прошлом, либо совершаемая в настоящем. Это стержень, на который автор нанизывает сюжетные ситуации. Каждая из них движет действием, которое может развиваться, кажется, бесконечно, но возникает некто или нечто, приводящее все перипетии к логическому завершению.

«Клинический случай», так же как и другие комедии Куни, построена хитро: в то время, как в зале люди надрываются от хохота (ну, или вежливо улыбаются), на сцене разворачивается едва ли не трагедия – героям не смешно, им вообще в пору в петлю залезать, потому как страдания их безмерны.

В лондонской клинике все ждут Рождества: пациентов готовят к выписке, идет репетиция праздничного представления, в котором терапевт Хьюберт Бонни (Алексей Великотный) должен сыграть главную роль. Его многолетний друг невролог Дэвид Мортимер повторяет свою речь, 
которую он вот-вот произнесет на конференции врачей, чем откроет себе путь к креслу главы клиники. Между приятелями нет ни обид, ни зависти. Они, как и двадцать лет назад, верны идеалам дружбы, а убежденный холостяк Хьюберт не обращает внимания на то, что Мортимер женат на дочери председателя ученого совета больницы и вообще более удачлив и в жизни, и в карьере. Между ними нет разногласий, они по-прежнему могут вспомнить былые подвиги, былые увлечения и мимолетные победы, которые они одерживали, ухаживая за хорошенькими медсестрами. Позже, впрочем, выяснится, что лучше бы они вовсе не связывались с представительницами младшего персонала клиники, потому как из-за одной такой хорошенькой медсестры вся жизнь и карьера Мортимера могут рухнуть в одночасье.

Все дело в том, что в разгар подготовки к ответственным мероприятиям в больницу является та самая медсестра, с которой 18 лет и 9 месяцев назад Дэвид крутил амурные шашни. Причем заявляется не одна, а с сыном, который в день совершеннолетия, узнав об отце, во что бы то ни стало хочет с ним познакомиться… Давно очевидно: пьесы Рея Куни в самом деле смешные.
Русские театральные зрители давно смогли убедиться в этом благодаря Михаилу Мишину, в чьих переводах они идут на российских, в том числе и тверских, подмостках. 

Однако не только особенности оригинального материала и его редакции объясняют успех спектаклей. Рей Куни был актером, поэтому большое внимание он уделял актерскому ансамблю, который разыгрывает историю на сцене. В спектакле Бориса Михни сложился именно такой ансамбль, который во многом обеспечивает постановке успех. Образ главного героя в исполнении Андрея Журавлева контрастирует со всеми остальными: он серьезен – другие откровенно смешны, без излишнего, впрочем, комикования, хотя и оно в некоторых сценах присутствует, но таковы законы жанра. Органичны в своей роли Кастелянша, ее играет Ирина Анд­рианова, и нелепая медсестра (Наталья Бурдина), и друг центрального персонажа Хьюберт, готовый на все, только бы спасти своего приятеля, и особенно пациент в инвалидном кресле Билл (Леонид Брусин), который каждым своим появлением в ординаторской удваивает степень абсурдности ситуации, идиотизм которой усугубляется еще и всевозможными переодеваниями и сценами, где герои не узнают друг друга.

Легковесная история к финалу оказывается, однако, не такой уж незамысловатой, какой могла бы показаться. Во-первых и в главных, потому, что развязка получает неожиданное звучание и отсылает к русской драматургической традиции и прежде всего традиции Вампилова, автора пьесы «Старший сын». В «Клининическом случае» Хьюберт, несмотря на открывшуюся в ходе комических баталий истину, признает сына Мортимера своим, таким образом лишая своего друга ближайшего родственника и открывая ему путь на врачебный олимп, но оставляя с нелепой женой (Валентина Мартьянова) и ее напыщенным папашей. То есть не в одной клоунаде дело. 

Автор: Евгений Петренко
551

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость