19 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 04.10.2013

Открытие показало

Фотограф: Вячеслав Старостенко

«Реквием» на фестивале «Музыкальная осень»

 Концертом в зале областной академической филармонии начался сорок четвертый фестиваль «Музыкальная осень в Твери». В исполнении оркес-тра «Российская камерата», сводного хора и солистов прозвучал «Реквием» Верди – приношение памяти композитора, со дня рождения которого в октябре исполнится 200 лет.

Тверская филармония за последнее время порадовала своих слушателей сразу несколькими крупноформатными проектами, из которых особенно выделяются кантаты Карла Орфа «Carmina burana» (во второй раз ее исполнили на прошлогоднем осеннем форуме) и Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин». В этом смысле «Реквием» вполне точно лежит в рус-ле обращения наших музыкантов к масштабным сочинениям, которые впервые звучат на тверской академической сцене. Это во-первых. А во-вторых, уже состоявшиеся крупные премьеры, выстрелившие так удачно, естественным образом подготовили успех «Реквиема», произведения, которое никогда раньше не исполнялось в Твери. Таким образом, путь, начатый в прошлых сезонах, продолжается в нынешнем, сулящем, сразу скажем, слушателю немало музыкальных сюрпризов. Конечно, выбор внушительной громады «Реквиема» оказался обусловлен громким юбилеем Верди, который с разной степенью масштабности отмечается в этом году по всему миру. С другой стороны, так уж повелось, что для первого дня форума, который традиционно совпадает с Международным днем музыки, готовится особая программа. Со стороны может показаться, что «Реквием» был конвенциональным решением. На самом деле это не так. Материал отбирался тщательно, продуманно и взвешенно, а готовиться к премьере духовно-ораториального опуса Верди начали едва ли не год назад – трудно переоценить ответственность, с какой нужно подходить к «лучшей из всех опер» композитора, как очень часто называют «Реквием».

Мало кто из дирижеров не осваивал полуторачасовое полотно Верди. Все эти версии отличаются, конечно, разной степенью монументальности результата и интерпретационными решениями, среди которых, если за дело берутся режиссеры, есть и визуально-театральные эксперименты.
Эксперимент художественного руководителя и главного дирижера Тверской филармонии Андрея Кружкова заключен в том, чтобы представить слушателю «Реквием» в «чистом виде», приспособив партитуру к особенностям площадки и имеющемуся количеству исполнителей, потому как «наичистейший» «Реквием» – это сто оркестрантов и двести хористов. Такой же глобальностью отличается та же кантата Карла Орфа, переложенная для солистов, камерного оркестра, сводного хора и органа. В транскрипции для такого же состава исполнителей звучал во вторник и опус Верди, и версию эту, по словам Андрея Кружкова, можно смело назвать уникальной. А председатель комитета по делам культуры Тверской области Елена Шевченко, открывая фестиваль, сам опыт исполнения «Реквиема» назвала уникальным для музыкальной культуры Верхневолжья.
«Обращение к таким крупным сочинениям, каким является сочинение Верди, соответствует современным мировым тенденциям в филармонической жизни», – сказала в разговоре с корреспондентом «ТЖ» ведущая вечера главный режиссер Российского государственного музыкального телерадиоцентра Галина Власенок.

Конечно, все, слушавшие «Carmina burana», пребывали в ожидании «Реквиема», который, теперь уже смело можно сказать, стал главным событием не только открывшегося форума, но и всего музыкального сезона. Уже поэтому он стал воплощенной картиной свершившихся ожиданий и был предсказуемо обречен на успех. Фундаментально и изысканно, ничуть не театрально, а местами аскетично и, самое главное, лирично, что не отменило и содержащейся в сочинении патетики, и динамично. Губернаторский камерный оркестр «Российская камерата», руководимый Андреем Кружковым, расширенный духовыми, впечатлял красочностью исполнения и убедительным вниманием к темпам. Сводный хор – Губернаторский камерный хор «Русский партес» и Концертный хор юношей и мальчиков из Конакова, которым руководят Наталья Махновская и протоиерей Вадим Махновский, – работал так же слаженно и стойко, как и в «Carmina burana», и в «Иоанне Дамаскине». Причем особым эффектом и приподнятостью отличалась не только громогласная часть «Dies Irae», наполненная апокалипсическими настроениями, но и все остальные шесть номеров. В них чувствовался тот диапазон чувств и чувствований, который отличает «Реквием», формально хоть и не принадлежащий к оперному жанру, но влияние оперного искусства испытавший в полной мере, – особенно близок он вердиевской «Аиде», созданной почти одновременно.

Тверская версия «Реквиема» продемонстрировала органику настроений, присущих как траурной мессе, так и опере. В том заслуга, во-первых, хора, который во второй части пастозными мазками поистине рисует сцены Страшного суда, вызывая в памяти Микеланджело и его фреску, а во-вторых, безусловно, солистов, сумевших удачно передать весь оперный потенциал произведения. Сопрано солистки филармонии Татьяны Скворцовой, меццо Людмилы Воробьевой, тенор солиста Оперного театра-студии имени Прокофьева Вячеслава Воробьева и бас солиста нескольких музыкальных театров Москвы Михаила Гужова являли собой пример вдумчивой бережности к оттенкам и нюансам. А органное соло Татьяны Сергеевой окрашивало всю ткань «Реквиема» особенно величественными тонами. В этот вечер все элементы драматургии, создаваемой Андреем Кружковым, так удачно соединились, что гармонию «Реквиема», в которой обнаруживались и патетика, и страстность, и изрядная доля лиризма, не смогли разрушить чисто технические сбои. Во время исполнения заключительной части, «Libera me», софиты и приглушенные люстры в зале неожиданно погасли, погрузив публику и исполнителей в благородную темноту. Но и именно в этот момент звучала завершающая сочинение монументальная фуга, развивающая главную тему – тему героического, волевого характера.
Автор: Евгений Петренко
286

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость