19 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 02.04.2013

Путь к сердцам

Фотограф: Вячеслав Старостенко

Камерный хор Владимира Минина на Баховском фестивале

В рамках XXI Международного фестиваля музыки Иоганна Себастьяна Баха в Тверской филармонии выступил Московский государственный академический камерный хор. Знаменитый коллектив представил слушателям Верхневолжья программу из сочинений русских композиторов, продолжив таким образом магистральную линию нынешнего форума, объединенного темой «Бах – Германия – Россия».

В прошлом году хору исполнилось сорок лет. Все эти годы за пультом стоит его основатель, маэстро Владимир Минин, который, создав коллектив, реализовал свою давнюю творческую идею – воплотить в жизнь мечту о хоре как уникальном ансамбле солистов и ярких индивидуальностей.
Репертуар коллектива маэстро выстраивает из новаторских произведений современных композиторов, интерпретаций русской народной музыки и песен советских композиторов, а также произведений крупной формы западноевропейских классиков. Кроме того, в репертуаре хора почетное место занимают произведения, посвященные выдающимися композиторами Владимиру Минину. Так, Георгий Свиридов специально для него написал свою кантату «Ночные облака», Родион Щедрин – хоровую литургию «Запечатленный ангел», а Владимир Дашкевич – литургию «Семь зарниц Апокалипсиса». В концерте прозвучало одно из многих посвящений – фрагменты хоровой симфонии-действа Валерия Гаврилина «Перезвоны». После того как композитор, вдохновленный пьесой Василия Шукшина «Степан Разин», закончил работу над этим грандиозным по своему составу и значительности сочинением, он показал его маэстро Минину. «Двух мнений не было, – вспоминал впоследствии дирижер. – Это произведение для нас! Перед исполнителями оно ставит сверхзадачу – добиться, чтобы, уходя из зала, человек задумался: что же для него в жизни самое главное, самое важное? Где тот «берег», к которому он стремится? А может быть, он не заметил его и уже утратил?»

Мысль бессменного руководителя Московского камерного хора можно смело распространить на всю программу, которая была спета в Тверской филармонии. Каждое из сочинений, составивших большой концерт, говорило о самом важном, что только и составляет человеческое бытие, – духовной красоте, гармонии и совершенстве. Хор появляется на сцене. Следом за ним бодро выходит 84-летний маэстро. Звучит стихотворение Гавриила Державина «Благослови, душа моя, // Всесильного Творца и Бога; // Коль Он велик! коль мудрость многа // В твореньях, Господи, Твоя!», которое настраивает слушателя на восприятие первого произведения программы – фрагментов из «Литургии Святого Иоанна Златоуста» Сергея Рахманинова. Хор, словно продолжая поэтическую преамбулу, поет: «Благослови, душе моя, Господа». Зал замирает. Торжественное звучание «Литургии», в которой композитор еще не обращается ни к знаменному, ни к другим древнерусским распевам, льется воздушно, но строго, подчиняясь законам избранной автором формы свободной композиции.

Одно из первых исполнений «Литургии», которым руководил сам Рахманинов, состоялось в Мариинском театре в Петербурге. Современник так рассказывал об этом событии: «Торжественная тишина, глубокое внимание, одухотворенное выражение на лицах слушателей свидетельствовали, что музыка Рахманинова нашла путь к их сердцам». С 25 мая 1911 года ничего в принципе не изменилось – словами, написанными больше ста лет назад, вполне можно описать атмосферу, которая царила в зале филармонии, где звучали возвышенные тексты. В первом отделении были исполнены также два фрагмента из хорового концерта Георгия Свиридова «Пушкинский венок», и если «Наташа» воспринималась как один из изящных стеблей большого музыкального древа, то фрагмент «Зорю бьют» прозвучал так мощно, неожиданно и вместе с тем чрезвычайно лирично, что впору было смахивать слезу. Нежнейшее соло Ольги Поповой, звучавшее из-за кулис, эффектно контрастировало с впечатляющим басом Андрея Борисенко, доставляя публике истинное удовольствие.

Настоящим подарком, преподнесенным Владимиром Мининым и его коллективом тверскому слушателю, стали уже упомянутые «Перезвоны». Валерий Гаврилин написал их в 1982 году. В одном из интервью композитор рассказывал, что «это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией». В другом интервью Валерий Гаврилин объяснял, что сюжетно «Перезвоны» – это картина жизни человека, что в основе сочинения лежит идея калейдоскопа разных картин, и каждая часть симфонии-действа – это отдельная картина. И вроде бы всего несколько таких картин прозвучало в концерте, но и они дали вполне исчерпывающее представление об истинном масштабе созданного Гаврилиным и исполненного Московским камерным хором музыкального полотна. 

Автор: Евгений Петренко
292

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость