25 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 22.03.2013

Повод для оваций

Фотограф: Вячеслав Старостенко

В торжество пианистического искусства вылилась церемония открытия XXI Международного фестиваля музыки Иоганна Себастьяна Баха, прошедшая в Тверской академической филармонии

В первом концерте форума принял участие пианист Эльдар Небольсин, который специально приехал в столицу Верхневолжья из Испании, чтобы впервые сыграть Чакону Баха – Бузони и медленную часть из до-мажорной сонаты Баха.

В этом году фестиваль проходит под девизом «И.С. Бах – Германия – Россия», и эта тема выбрана не случайно: 2013 год объявлен Годом Германии в России и Годом России в Германии. В приветствии форуму министр культуры РФ Владимир Мединский отмечает, что «фестиваль станет логичным продолжением многовековой истории культурных взаимоотношений между нашими странами, поможет современному немецкому и российскому обществу лучше понять друг друга».

– Вот уже более 20 лет Тверь является столицей такого крупного фестиваля, получившего международное признание, – одного из немногих фестивалей музыки Баха в мире, – говорится в приветственном слове губернатора области Андрея Шевелева гостям и участникам форума. – Сам тверской Баховский стал неотъемлемой частью культурной жизни Верхневолжья. От всей души желаю всем участникам фестиваля нескончаемых оваций, а всем слушателям прекрасного настроения и незабываемых впечатлений от встреч с великим искусством!

Первый концерт форума, проходящего при поддержке Правительства Тверской области и комитета по делам культуры, дал великолепный повод для оваций. Ведущая вечера заслуженная артистка России, главный режиссер РГМЦ Галина Власенок обратила особенное внимание публики на то, что репертуар церемонии открытия выстроен очень логично: Чакона Софии Губайдулиной для фортепиано, написанная в 1962 году, посвящена известной певице Марине Мдивани; пианист Ферруччо Бузони известен как автор фортепианных переложений сочинений Баха, Самуил Файнберг также создавал фортепианные транскрипции музыкальных творений великого немецкого композитора. Исходя из логики построения и подбора произведений, концерт можно с полным правом назвать триумфом пианистического искусства.

Солист – лауреат международных конкурсов, лауреат премии имени Святослава Рихтера Эльдар Небольсин признался, что в Германии, где он сейчас занимается педагогической деятельностью, к Баху отношение особое, благоговейное. Впрочем, и в Твери за время проведения фестиваля в честь композитора его творчество стали воспринимать по-­другому, нежели два десятилетия назад. Основатель форума народный артист России Гарри Гродберг, присутствовавший на открытии, заметил: 

– Баховский фестиваль в Твери уже имеет свою, безусловно, богатую яркими событиями историю и авторитет в музыкальных кругах России и зарубежья. Каждый раз – это экскурс в великое наследие искусств. Приезжая на Баховский фестиваль, я ощущаю, что он красит самобытную Тверь, ее жителей всецело охватывает духом энтузиазма, поклонения вечному и прекрасному – музыке. В этом и есть идея форума – идея объединения умов и поколений.

Первый концерт фестиваля это прекрасно доказал: в зале, как и в прежние годы, собрались представители разных поколений слушателей, многие из которых в мае прошлого года уже побывали на концерте Эльдара Небольсина и, конечно, помнили это очень эффектное выступление. Собственно, и сама программа вечера своей внутренней структурой задавала направление исполнительской мысли, основанной на хорошем знании прежнего опыта. Например, во втором отделении концерта Эльдар Небольсин вместе с Губернаторским камерным оркестром «Российская камерата» представил публике знаменитый до­минорный концерт Моцарта. Его премьера состоялась 7 апреля 1786 года в венском Бургтеатре, но и нынешнее исполнение также вполне можно счесть своеобразной премьерой. Впервые концерт был сыгран в Твери 11 лет назад, солировал в нем знаменитый российский пианист Дмитрий Башкиров, у которого учился Эльдар Небольсин. Впрочем, для главного героя состоявшегося открытия нынешний концерт во многом тоже являлся дебютом. Музыкант признался корреспонденту «ТЖ», что произведения в той комбинации, которая была предложена в первом отделении, он никогда раньше не играл, а Largo из сонаты до мажор Баха в переложении Файнберга и Чакона Баха – Бузони вообще совсем недавно вошли в его репертуар, и в Твери он исполнил их фактически впервые.

Первое отделение имело изящную кольцевую композицию: началось оно с Чаконы Губайдулиной, за которой последовала медленная часть из баховской сонаты и его «Итальянский концерт», а перед антрактом Эльдар Небольсин сыграл знаменитую Чакону Баха из партиты № 2 для скрипки соло, переложенную для фортепиано Бузони. Зал замер. Казалось, публика боялась даже дышать, чтобы не нарушать создаваемой пианистом атмосферы, возвышенной и ни с чем не сравнимой, ничем не помешать тому хрустальному звуку, который лился в зал из­под рук пианиста. Реакция на исполнение этих сочинений оказалась предсказуемой – слушатели устроили Эльдару Небольсину овацию. Предпосылками для столь бурного проявления эмоций стала филигранная работа пианиста, а также просьба Галины Власенок не аплодировать между сочинениями. Однажды, впрочем, кто-­то не сдержался… Так или иначе, но первое отделение превратилось, как говорил биограф Баха Филипп Шпитта, в «торжество духа над материей». Не прерываемые хлопками благодарности, разноплановые пьесы слились в один опус, обладающий огромной силой воздействия, – отсюда и особенности его рецепции. Интеллектуальность музыки вошла в удачное сочетание с исполнительской экспрессией и силой – здесь и сейчас рождаемые звуки вызывали ассоциации с пушкинским «и стихи свободно потекут» с той лишь разницей, что «минута» отсутствовала.

Осмысленностью и особой ансамблевой культурой дышало исполнение моцартовского до-­минорного концерта. Камерный оркестр «Российская камерата» ради шедевра усилили духовыми и ударными, что естественным образом сказалось на характере звучания – коллектив смотрелся как малый симфонический оркестр. Моцарт в клавирных сочинениях опирался на своего великого предшественника – Баха, так что включение его в программу не вызвало особых вопросов. Во время исполнения одного из самых полифоничных произведений солнечного гения мировой музыки большое наслаждение доставляло наблюдение за взаимоотношениями солиста и ансамбля под управлением художественного руководителя филармонии Андрея Кружкова, и взаимопроникновение одной линии в другую. Надо заметить, что Эльдар Небольсин, победитель нескольких международных конкурсов, несколько раз брал Гран­при именно за лучшее исполнение моцартовских концертов. Впервые это случилось в 1992 году на Международном фортепианном конкурсе в Сантандере, а повторилось в 2005 году в Москве на Международном конкурсе пианистов имени Святослава Рихтера. Уверенности, с которой вел свою партию солист, оркестр в полной мере соответствовал, хотя порой в нем чувствовалась известная напряженность, но и она, в конце концов, отходила на второй план, уступая место главному – сжатому, но предельно эмоциональному музыкальному высказыванию. Когда в тишине зала растворилась последняя нота, Эльдар Небольсин посовещался с Андреем Кружковым и в качестве первого биса предложил публике повтор финальной части концерта, а потом сыграл небольшую миниатюру Баха, таким образом завершив выступление.

Вчера, в день рождения Баха, в зале филармонии по многолетней традиции играл почетный член Баховского общества в Лейпциге Гарри Гродберг, главным номером программы которого стала прелюдия и фуга ми бемоль мажор Баха. Она занимает особое место в ряду органных прелюдий и фуг композитора и признана историками музыки явлением поистине симфонического масштаба. Сегодня фестиваль продолжится концертом стипендиатов губернатора Тверской области «Молодые дарования тверского края», а в воскресенье в филармонии пройдет программа «От Баха до Шнитке». 

                                 

  Дорогие друзья!

Название фестиваля – «И.С. Бах – Германия – Россия» – говорит само за себя: нам предстоит познакомиться с музыкальным наследием немецких и русских композиторов, каждого из которых можно с уверенностью назвать последователем великого Баха, ведь ни для кого не секрет, что именно его творчество оказало огромное влияние на развитие всего классического искусства последующих поколений.

В рамках фестиваля вашему вниманию предлагаются сочинения Баха, Моцарта, Генделя, Шнитке, Мендельсона-Бартольди, Брамса, Глинки, Рахманинова, Щедрина и многих других. Примечательны также имена гостей и участников фестиваля: Московский камерный хор под управлением народного артиста СССР Владимира Минина, лауреат международных конкурсов Умберто Клеричи (виолончель, Италия), лауреат международных конкурсов Роман Минц (скрипка, Москва) и многие другие, а также солисты и коллективы Тверской академической филармонии. Уверен, что фестиваль подарит вам множество впечатлений, позволит погрузиться в атмосферу музыки XVII–XX столетий – мир высокого академического искусства.

Художественный руководитель и главный дирижер Тверской академической филармонии, почетный работник культуры и искусства Тверской области Андрей Кружков

Автор: Евгений Петренко
270

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость