24 Апреля 2017
$56.23
60.32
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Гордость земли Тверской28.01.2013

Мастер огромных возможностей

Фотограф: Архив "ТЖ"

Так театральные критики называют народного артиста России Александра Чуйкова

За долгую сценическую жизнь Александр Чуйков создал целую галерею замечательных образов русской и зарубежной классики. Ему одинаково подвластны роли как комедийного, так и драматического плана. Желание расширить актерскую палитру толкало его на смелые эксперименты. Почувствовав однажды, что в привычном амплуа стало тесно, написал несколько пьес. Но кого бы Чуйков ни играл, чем бы ни занимался, он всегда оставался самим собой, никогда не терял своего человеческого и творческого лица. 

Александр, Александра

Сан Саныч родом из Рязани. Его отец, потерявший родителей, вместе с братьями и сестрами попал в детский дом. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба ребят, не окажись рядом близкой родственницы – тетки Варвары, которая забрала их к себе. Когда Александр Чуйков­-старший подрос, он устроился на кожевенный завод, где и встретил свою вторую половинку – Александру. Расписались молодые в день рождения Красной Армии, а через девять месяцев громким плачем заявила о себе первая дочь. Позже отец работал инструктором горкома партии, окончив военную академию в Питере, получил должность замполита. Семья готовилась к переезду в столицу. И тут началась война. 

Александр Васильевич Чуйков пал смертью храбрых 5 ноября 1941 года. Будучи тяжело раненным, из госпиталя позвонил домой, чтобы сказать близким последние слова. Тогда, пожалуй, и завершилось Сашино детство. Уход за больными мамой и бабушкой, младшей сестренкой Галей, хлопоты по дому легли на плечи мальчика. 

Ни сна, ни отдыха измученной душе

Любовь к театру у Александра Чуйкова-­младшего наследственная. Его родители в юности были синеблузниками, оба ходили в заводской кружок художественной самодеятельности. Мама, красавица и заводила, играла в спектаклях. Ее увлечение передалось детям. Старшая сестра Людмила обожала театр, упивалась рассказами Паустовского и все спрашивала Сашу: а ты это читал? Услышав отрицательный ответ, вздыхала: счастливый, тебе это только предстоит. 

Поклонницей Мельпомены была и тетя Варя, ставшая со временем одной из самых модных в Рязани портних. Отправляясь на спектакли, всегда брала Сашу с собой. В тот самый театр драмы, куда годы спустя он придет осваивать актерское ремесло. Муж Варвары был большим начальником – командовал электросетями города, жизнедеятельность храма искусств во многом зависела от него. И юный Чуйков стал там «своим» человеком. 

Его гены творчества проснулись в подростковом возрасте. Любознательный паренек обошел все кружки в городе, но с окончательным «диагнозом» определиться не мог долго. Сердце успокоилось в театральной студии при Доме пионеров, которой руководил актер Владимир Павлович Галай. Там Саша задержался на три года, пока вдруг не увлекся футболом и хоккеем. После школы пробовал поступить в сельхозинститут. Не выдержав испытание химией, отнес документы в строительный техникум. Когда туда пришел Галай, чтобы организовать драмкружок, воспрянул духом. Театральные витамины пришлись кстати. 

Затем он работал на стройке. Хорошая зарплата, отличный коллектив, перспектива дальнейшего роста. Но внутреннего комфорта не было. Мама украдкой вытирала слезы, слушая, как сын вечерами поет арию князя Игоря: «Ни сна, ни отдыха измученной душе». 

Видя страдания воспитанника, Владимир Павлович уговорил его поступать в Щепкинское училище, вместе подбирали программу. Но тут у мамы случился очередной инсульт, и о «Щепке» пришлось забыть. Казалось, навсегда.

Служебный роман 

Строителем Александр не стал, хотя многие здания в Рязани, возведенные при его участии, стоят до сих пор. Неведомые силы тянули к иной стезе. На уроках актерского мастерства Константин Сергеевич Станиславский рассказывал своим ученикам о теории предлагаемых обстоятельств. Сокрытая в словесной формуле «если бы…», она легко трансформируется в частную жизнь. В те годы о системе великого реформатора сцены молодой Чуйков еще ничего не знал, но его интуиция диктовала свое сослагательное наклонение. Набравшись храбрости, он отважился прийти в Рязанский театр драмы. «Хочу быть артистом», – простота изложения обескуражила директора Михаила  Акимовича Рубанова. Окинув взглядом молодого человека, он обратил внимание на его крепкий торс. Высок, хорош собой. Завершением образа стали глаза, излучающие внутреннюю силу. «Что вы окончили?» – спросил Рубанов. – «Ничего, играл в кружке Дома пионеров». Как бывший кружковец сумел убедить в своем таланте корифея театра, понять сложно, но на просмотр Сашу пригласили. Там он впервые увидел режиссера Веру Ефремову. Был первый день календарной зимы 1960 года. «Можешь поздравить, меня взяли в драмтеатр», – сказал Александр маме, вернувшись домой. В ответ она расплакалась: «Я так счастлива, сынок!» 

Второго декабря он вышел на работу. Утро началось с новостей. Из театра уходил актер с похожей фактурой. У Ефремовой он репетировал Гогина  в горьковских «Варварах». «Саша, вы эту пьесу читали? – голос  Веры Андреевны звучал строго. – Репетиция вечером». 

Ну а вечером случилось то, что называют «екнуло внутри». Он внимательно слушал режиссера, стараясь вникнуть в каждое слово. «Вы меня понимаете?» – спрашивала Ефремова. –«Я все понимаю, но, как это сделать, пока не знаю», – признавался он. Вера Андреевна была сдержанна и необыкновенно хороша в своем длинном, облегающем фигуру платье. Продолжая что-­то говорить, она встала и подошла к окну. «Какая удивительная женщина!» –подумал Александр…

Признаться Вере Ефремовой в своих чувствах он решится гораздо позднее, во время гастрольных поездок по губернии. Влюбленному помогала Ока. Поля, обласканные ее половодьями, были усеяны нежными цветами. Букеты с каждым разом становились все больше и больше. Однако завоевать сердце Веры Андреевны оказалось непросто, поженились они только через пять лет.

Магнетизм настоящего русского актера

Дебютная роль Чуйкова, выпестованная совместно с Ефремовой, была замечена не только публикой. Известный московский критик Борис Бялик, специалист по творчеству Горького, приехавший в Рязань посмотреть спектакль, кого­-то поругал, кого­-то похвалил. В конце беседы неожиданно для всех добавил: «Я знаю множество разных постановок, но ни в одной из них не видел Гогина с такой огромной жаждой деятельности, так неодолимо стремящегося стать человеком. Ваш молодой актер играет прекрасно». От неожиданной похвалы Чуйков покраснел. 

Его первые большие роли были сделаны на малой родине. Жуков в спектакле «Белеет парус одинокий», эту постановку показывали в Кремлевском дворце, незабываемый Швандя в пьесе «Любовь Яровая». Расцвет творчества, по мнению самого взыскательного зрителя и критика Веры Ефремовой, пришелся на период работы в Ульяновском драмтеатре. Никита в «Деле Артамоновых», Давыдов в «Поднятой целине», Маслобаев в «Униженных и оскорбленных»….

Но самое большое количество ролей создано в Тверском академическом театре драмы. В послужном списке Александра Чуйкова свыше 150 персонажей, около 80 из них родились на нашей сцене. Его мама когда-­то играла героинь Островского, в творчестве Сан Саныча свыше 20 спектаклей этого драматурга, в двух из них он выступил в качестве режиссера. В столице Верхневолжья ему посчастливилось сыграть роли, о которых многие актеры мечтают всю жизнь. Победоносиков («Баня» Маяковского), Каренин («Анна Каренина» Толстого), Прибытков («Последняя жертва» Островского), Кэбот («Любовь под вязами» О’Нила)… 

Зрители отметили индивидуальность артиста, его мощный темперамент, особую манеру игры и невероятное обаяние. Театральные критики заговорили о нем, как о мастере огромных возможностей. «Его я могу назвать настоящим русским актером. В нем есть какая-­то русская исконность, масштаб, чистосердечность. В нем совсем отсутствуют жестокость, цинизм, разочарованность. … Это даже не мастерство, опыт, школа, актерская смекалка. Это его непосредственный, особый, чуйковский, магнетизм», – считает режиссер и художник, трижды лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» 
Дмитрий Черняков. «Александр Чуйков – гордость не только Твери, не только Тверского театра драмы, но и всего русского театра» – такую высокую оценку дал своему коллеге ректор Щепкинского училища, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Николай Афонин.

Сегодня Чуйкова знают не только в нашей губернии, его искрометному таланту аплодировали Москва и Санкт-­Петербург, Воронеж и Севастополь, Рига и Таллин, Дюссельдорф и Афины. Перечислить все города, где он вместе с труппой побывал на гастролях, довольно сложно, это целая география. Его манили к себе режиссеры престижных московских театров. Трижды звал на работу Андрей Гончаров. Сначала в Театр на Малой Бронной, затем – имени Маяковского. Дважды приходили приглашения из Малого театра – от Бориса Равенских и Михаила Царева. Борис Голубовский ждал его в театре имени Гоголя. Но он остался верен провинциальной сцене и самому себе. Впрочем, роман с театральной столицей длится всю жизнь.

Актер не скрывает: никогда ничего не делал на сцене сверх своих возможностей и никогда не просил ролей. Как­-то Вера Андреевна ставила популярную пьесу Штейна «Океан». И все говорила Чуйкову: «Наверное, тебе отдадим Платонова» (главный герой. – Прим. авт.). А в последний момент удивила кульбитом, назначив на эпизодическую роль Куклина. И он с наслаждением вошел в этот образ, сделав его глубинным, характерным, практически затмевающим центровую фигуру.

– Это знамение, когда актер и режиссер понимают друг друга с полуслова, с полужеста. Вере Андреевне достаточно начать говорить, как в моей душе рождается образ, – говорит Чуйков.

– К нему нужен особый подход, потому что, по существу, он все делает сам. Каждую роль он кропотливо мастерит внутри себя, проживая ее от начала до конца. Следуя предлагаемым обстоятельствам, никогда не идет поперек авторов, – делится творческими секретами Ефремова.

В ответ на вопрос о любимом сценическом персонаже мой собеседник улыбнулся: «Разочарую, не сказав с придыханием: они мне все дороги. Это было бы неправдой. Не к каждой моей работе сердце относится одинаково. Если мне близок Достоевский, играю его по­-особенному. Были роли, в которые я входил практически без репетиций. Было и по-­другому, когда вживался в характер героя не сразу. Лет 25 подряд в нашем театре играл Лопахина. А ведь первая проба была сделана еще в 1965 году в Калуге. Тогда Ефремова предпочла другого актера, поставив меня «очередным» исполнителем. Через 10 лет в Калинине она вернулась к «Вишневому саду». 

И он играл, да так, что в тяжелейшем состоянии попал на больничную койку. «Настоящий мужик просто обязан иметь инфаркт», – сказал по этому поводу писатель Борис Полевой. Его книжка с шутливой надписью бережно хранится в домашнем архиве. Автор вручил ее после премьеры спектакля «Золото», поставленного на сцене Калининского театра драмы по его одноименному произведению. 

Отдельная страница биографии Чуйкова – литературно­-драматургическая. Начиналась она со «Сказки об уличном фонаре». Через несколько лет он написал еще две пьесы – «Верен тебе» и «Не спится ночами». С последним сочинением связано немало перипетий. Проблема сельского хозяйства Сан Саныча волновала всегда. В Ульяновске он подружился со знаменитым председателем колхоза Кривовым, в Калинине во время гастролей по районам никогда не упускал возможности поговорить с селянами. Однажды напросился на утреннюю планерку к руководителю колхоза Анатолию Прыткову и вышел оттуда с готовым сюжетом. 

Однажды в Тверь приехал зам­министра культуры России Михаил Алексеевич Грибанов. Посмотрев новый спектакль, остался доволен. Но один из монологов героя попросил сделать острее. Пьесу зрители принимали на ура, она вошла в золотой фонд Центрального телевидения. Из залов колхозники кричали: «Правильно говоришь, дяденька!», звали артиста к себе на работу – председателем. Жизненная оказалась тема. Правда, без обкома не обошлось. Выразили обиду: партия у нас, значит, плохая, а советы депутатов хорошие? Однако запрещать спектакль не стали. 

«Имей в виду, – сказали драматургу и исполнителю главной роли на гастролях в Минске в середине 80­-х. – Тебя либо посадят, либо дадут Государственную премию». Ни того, ни другого не произошло, но звание народного артиста, на которое Чуйкова выдвинули незадолго до премьеры, он получил раньше положенного регламентом срока.

Талантлив во всем 

Чуйков удивительно многогранен. Актер, писатель, педагог, драматург, общественный деятель, режиссер. На сцене Тверского театра драмы он поставил 12 спектаклей. В их числе – «Волки и овцы», «Женитьба 
Белугина» Островского, «Чайка», «Дядя Ваня» Чехова, «Две женщины» Тургенева, «Так и будет» Симонова, «Любовь Маргариты Готье» Дюма­сына. 

В начале шестидесятых, обнаружив в себе преподавательскую жилку, он начал работать в театральных студиях. В Ульяновском пединституте (ныне это университет), возглавляя факультет общественных профессий, едва ли не впервые выступил в качестве режиссера­педагога. В спектаклях «Годы странствий» Арбузова, «А зори здесь тихие» Васильева на сцену вышли его студенты. В столице Верхневолжья профессор Тверского курса Высшего театрального училища имени Щепкина Александр Чуйков дал путевку в жизнь более 30 актерам. 

В рождественские праздники мне посчастливилось посмотреть «Сердце не камень» Островского с Чуйковым в главной роли. Рядом с Мастером играли его недавние ученики – Дарья Плавинская, Александр Павлишин, Юлия Бедарева, Дмитрий Новоселов. Нет, не играли. Они жили на сцене. 

Досье «ТЖ»

Александр Александрович Чуйков, лауреат и дипломант многих международных и всероссийских театральных фестивалей, лауреат премии «За честь и достоинство» имени народной артистки РСФСР Татьяны Еремеевой (Битрих) Шестого межрегионального театрального фестиваля имени Н.Х. Рыбакова. За роль Каренина в спектакле «Анна Каренина» был выдвинут на соискание Государственной премии России. Награжден орденом Почета.

Почетный гражданин Тверской области. Более 20 лет являлся председателем Союза театральных деятелей (ВТО) России. Лауреат Премии Губернатора Тверской области за 2006, 2007 и 2011 гг. в номинации «Театральное искусство», лауреат премии ЦФО в области литературы и искусства (2012 г.). Снялся в художественных фильмах «Старые долги», «Красные колокола», «Серые волки». Инициатор и организатор благотворительного театрального фестиваля «Тверское золотое кольцо» и праздника театров Тверской губернии «Время театра».

Автор: Ольга Чудина
384

Возврат к списку

Поисковики со всей России соберутся в Ржевском районе
В ближайший вторник рядом с деревней Есемово состоится открытие Международной военно-исторической поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт».
21.04.201722:26
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию