24 Ноября 2017
$58.46
69.18
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 03.12.2012

Соло на воздушных барабанах

Фотограф: Вячеслав Старостенко

Олег Бутман презентовал в областном центре новый альбом

Концерт в поддержку совместного альбома Runway («Взлетная полоса») Олега Бутмана и Натальи Смирновой прошел в Тверской академической филармонии при поддержке комитета 
по делам культуры области. Вместе с авторами пластинки на сцену вышли музыканты из Соединенных Штатов Леон «Фостер» Томас и Эссиет Эссиет.

Runway – это второй альбом творческого дуэта одного из лучших отечественных барабанщиков, младшего брата саксофониста Игоря Бутмана – Олега Бутмана и пианистки и вокалистки Натальи Смирновой, вышедший на лейбле Butman Music Records. Олег Бутман двадцать лет жил в США и, вернувшись на Родину, успел выпустить две пластинки. Записывать первую – Passion («Страсть») – творческому дуэту помогал контрабасист Эссиет Эссиет, а Леон «Фостер» Томас, играющий на редком у нас инструменте под названием стилпен (steelpan), принимал непосредственное участие в создании второй. В общем­-то стилпен не совсем джазовый музыкальный инструмент, что вполне соответствует духу «Взлетной полосы» как альбому экспериментальному. В нем звучат не только классические джазовые баллады, но и джаз соеди­няется с рэпом. Runway писался в августе прошлого года в Нью­Йорке в весьма солидном составе – с басистом Дэнтоном Боллером, саксофонистом Донни Маккаслином, трубачом Майком Родригесом, участником группы феноменального пианиста Гонсало Рубалькабы, с уже упомянутым Леоном Томасом и рэпером Джошуа Ганом. «Мы заранее знали, что сможет привнести каждый из этих потрясающих музыкантов в нашу музыку. И поэтому были несказанно рады, что они все смогли быть с нами в нужное время в нужном месте», – приводит слова Олега Бутмана портал Джаз.ру. 

Творческая легенда гласит, что название альбома «Взлетная полоса» появилось после того, как Олег Бутман и Наталья Смирнова по­участвовали в фотосессии для глянцевого журнала. Один из снимков, скопированный на баннер, украшал интерьер фойе филармонии и как­-то сразу же настраивал на джазово-­воздушную тему, а заглавная композиция пластинки, прозвучавшая в финале первого отделения концерта, родилась, как рассказал Олег Бутман, в Норильске, когда музыканты сидели в аэропорту. В общем­-то в ней очень хорошо создана атмосфера ожидания своего рейса и последующего вылета – вот включается двигатель самолета, вот он набирает скорость и вот он уже готов взлететь ввысь и скрыться из виду. Образы возникали по мере развертывания темы, ярко, экспрессивно и динамично, так, собственно, прошел весь этот не вполне обычный концерт, который начался с композиции Song of love («Песня любви»). Естественно, в концертном исполнении все вещи, вошедшие во «Взлетную полосу», значительно отличались от их студийного звучания, но это как раз и составляло главную прелесть выступления интернациональной команды, из всех участников которой выделялись прежде всего Леон Томас и его загадочный инструмент, звучавший в Твери впервые.

На первый взгляд в центре сцены, между роялем Натальи Смирновой и ударной установкой Олега Бутмана, стоял обыкновенный, но до блеска начищенный таз, отбрасывающий в зал слепящие глаза блики. Подойдя к инструменту, Леон «Фостер» Томас снял с него чехол, взял в руки небольшие молоточки и заиграл – по филармонии разлились высокочастотные звуки, которые, казалось, проникали в самый мозг. Стилпен дословно переводится как стальная кастрюля и представляет собой вид хроматического инструмента, изобретенного на острове Тринидад. Когда он только появился, то его делали из стальных бочек из-­под машинного масла или нефти, к его широкому распространению приложили руку уличные музыканты, приехавшие в Европу и Америку из стран Карибского бассейна. Сейчас при изготовлении стилпенов тару не используют, на это идет специальная сталь. Придав ей соответствующую форму, мастер делает внутри нечто вроде лепестков, которым в ходе настройки придается необходимая высота звучания.

На первых вещах казалось, что необычного инструмента слишком много: пронизывающий пространство зала звук, наверное, проникал сквозь стены и разносился далеко­-далеко. Но программа была выстроена так, что постепенно ощущение избыточности исчезло – инструменты вступали друг с другом в диалог, музыканты солировали, сменяя друг друга, каждый раз вызывая волну благодарных и восхищенных аплодисментов. Олег Бутман, царивший за ударной установкой, дал вдоволь поиграть всем участникам квартета. Леон «Фостер» Томас во время кратковременной паузы в своей партии в одной из композиций не выдержал и немного постучал своими молоточками по тарелке, добавив в общее звучание дополнительных оттенков. Очень нежных, надо сказать. Нью­-йоркский музыкант Эссиет Эссиет выделывал на контрабасе исключительно джазовые штуки – порой в инструментальном запале он играл на нем как на гитаре. Хрупкая Наталья Смирнова в миниатюрном платье, сев за рояль, проявила себя как исполнитель с очень сильным темпераментом и напором, опять же чисто джазового свойства. В вокальных же номерах она, напротив, становилась нежной и проникновенной, так что голос ее хотелось слушать еще и еще. 
Автор: Петр Ручников
205

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость