17 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.11.2012

Судьба, судьбы, судьбе

Фотограф: Архив Ирины Кирилловой

Ирина Кириллова, актриса театра драмы, заслуженная артистка России, награждена знаком «Во благо земли Тверской»

 Встреча в тот день могла и не состояться, потому что накануне, как сообщила Ирина Владимировна, она заболела, температура поднялась до 38,7, и вряд ли у нее хватит сил для разговора. Что характерно, на следующий день ей предстояло выйти на сцену, и о замене на другую актрису даже речи не было. Но после спектакля мы все-­таки встретились. 

– Сегодня чувствую себя здоровой, – сказала Ирина Владимировна. – Да, приходилось работать на спектакле и с температурой. Ни одной премьеры не было, чтобы я не заболела. Видимо, реакция организма на болезненный процесс освоения новой роли. Спектакли выпускаются в тяжелой стрессовой ситуации. Для меня, по крайней мере, так – пока найдешь себя, разместишься в пространстве... С большой ролью всегда связаны серьезные нагрузки. Но на этот раз я разделалась с бронхитом довольно быстро. 

– Как удалось? И вообще, как лечитесь?

– Делаю ягодные коктейли, добавляю туда молоко. Очень вкусно. А вчера по совету Зои Сергеевны, актрисы нашего театра, из ржаной муки и меда слепила лепешку, положила на грудь и спину. И уже на следующий день – просто поразительно как быстро – почувствовала себя здоровой. 

– Кого вы сегодня играли?

– Одну из моих самых любимых ролей – Нину Александровну. Люблю «Женитьбу Белугина», во­первых, потому что там у меня характерная роль. Я чувствую остроту характера этой женщины, вижу, как откликается зал, ощущаю взаимодействие со зрителем. А когда меня распределили на эту роль и я прочитала: «Пожилая женщина», подумала: ну спасибо! На читке свой текст произносила нарочито скрипучим старческим голосом, мол, хотите бабушку – пожалуйста. Но по мере чтения отношение и соответственно голос изменились, и стало не важным, пожилая она или нет. А уж когда мы начали репетировать с Чуйковым… С ним очень легко работать. Ну и, во­-вторых, с Островским у меня вообще хорошие отношения. В спектакле «Сердце не камень» в постановке Веры Андреевны играю Аполлинарию Панфиловну, тоже острохарактерную роль. Зал очень хорошо реагирует. Зрители потом спрашивают: «Неужели это текст Островского и там есть такие, например, выражения, как «не куражит»? Такой современный текст и такая современная история, все о нашей жизни. Думаю, зрители тоже получают радость. 

– Часто приходится вживаться в образ «пожилых женщин»?

– Была я и тещей героя Володи Чернышова, хотя мы с ним много раз играли возлюбленных. А вот в спектакле «Запах легкого загара» он в роли моего отца. Этот спектакль сейчас один из моих любимых, мы все счастливы его играть. Роль Юленьки была названа лучшей женской ролью года. Недавно на телевидении снималась в «Городских легендах», опять досталась женщина на пенсии. Меня режиссер по телефону утешала: «Вы не переживайте, может, она балетная – они рано выходят на пенсию». А я и не переживаю, привыкла уже на проектах мам играть. Увидев меня, она расстроилась: «Ой, мы, наверное, ошиблись с распределением, вы совсем не производите впечатление пожилой». Теперь уже я ее успокаиваю: «Да она и не пожилая совсем, она просто пожила немного».

– У вас не только театр, но и телевидение?

– У меня сейчас такой период. В театре на главные роли выходят молодые, что естественно – им надо развиваться. Было время, когда почти все главные роли молодых играла я одна. Я как­-то подсчитала свои роли – порядка 60, из них многие центральные. Занятость была бешеная – по пять спектаклей в неделю. Сейчас, когда работы в театре меньше, стала выезжать в Москву. Снимаюсь в телепроектах «След», «Кулагин и партнеры», «Прокурорская проверка», «Адвокат». 

– Как вы относитесь к этой работе? 

– Серьезно, хотя съемки играют незначительную роль в моей жизни. Мне это интересно. В отличие от театра, надо за короткое время выучить текст, уметь за секунды сосредоточиться. В кадре требуется предельная концентрация внимания. Выполнить задачу максимально точно позволяет театральный опыт. Первой работой в кино была роль Анны Петровны в фильме «Благословите женщину», который лет десять назад снимал Станислав Говорухин. В телепроектах в основном достаются роли добрых мам, которые плачут и страдают по своим дочерям. Мне тут позвонили, спрашивают: «Вы не приедете поплакать?» Приеду, отчего ж не поплакать? 

– В холле закулисной части театра висит портрет Островского, драматурга, с которым у вас хорошие отношения. Когда они завязались? 

– В нашем театре много постановок Островского. Я занята не во всех спектаклях, но испытываю к этому драматургу особое чувство. Когда я училась в ГИТИСе, 
Сергей Юрский ставил на курсе спектакль Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Я видела много разных постановок, но понятие «театр» открыл мне именно Сергей Юрьевич. Когда я увидела, что может сделать один человек на сцене, какую вереницу разных образов способен создать... Уровень его актерской работы потрясает. В спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» из маленького ничтожного человечка, рассыпающегося старикашки, к финалу вырастает чудовище, управлящий домом монстр. Я испытала такое потрясение, и не одна я – все зрители были в этом гипнозе. Неужели театр может такое делать? Были хорошие режиссерские работы, много нашумевших, но ничего выше я не видела. Юрский – слишком большая личность, равных которому я не встречала.

– Несколько дней назад губернатор Тверской области вручил вам знак «Во благо земли Тверской», с чем я вас поздравляю. 

– Когда мне вручали награду, я мысленно возвращалась к тому времени, когда поступала в институт. Ведь могло так получиться, что я не поступила бы в ГИТИС, потому что, выдержав все творческие испытания на отлично, не добрала полбалла. Но все­-таки наш мастер Иосиф Михайлович Туманов добился того, чтобы меня и еще одну абитуриентку приняли на первый курс. Мы пришли в аудиторию 13 сентября, то есть когда занятия уже начались. Если бы не он, я не стала бы актрисой. Все время думаю, почему он взял меня. Ну Маркина Надя – она сыграла «Елену» Звягинцева, понятно, сейчаc звезда. А я почему? 

– Наверное, для того, чтобы вы приехали в Тверь.

– Да, наверное. Спасибо Вере Андреевне за то, что она взяла меня в театр, который оказался моей судьбой.
 
– Когда вы поняли, что это – судьба? 

– Несколько лет спустя. Вначале не складывалось. В первом моем спектакле в театре – «Любовь под вязами» – я танцевала в массовке, выходила в «Имени твоем», но больших ролей у меня не было. Наверное, ко мне присматривались. Всякое бывало. Первая комедийная роль, без слов, – служанка Марица в «Докторе философии», который поставил Юнников. А в следующем его спектакле, «Двух веронцах», играла уже главную роль. Вспоминаю репетицию. Мы прошли сцену, когда Джулия получает любовное послание от Протея – такая трепетная и нежная сцена, столько любви и счастья. И Юнников после прогона торжественно поднялся и сказал: «Я вас поздравляю, в театре родилась актриса!» А после на собрании худсовета настоял, чтобы мне прибавили жалованье. Моя ставка стала 130 рублей. За годы работы в театре я сыграла много очень желанных ролей – в спектаклях «Четверо с чемоданом», «Невеста из Парижа», «Море любви», «От четверга до четверга», поставленных уважаемым и любимым мною Николаем Бутрехиным. Его чувство юмора никого не оставляет равнодушным. К моему сожалению, «Укрощение укротителя» Флетчера в постановке Веры Андреевны шел не очень долго, хотя московские критики тепло отнеслись к спектаклю и говорили: «Берегите его, такие спектакли дорогого стоят».

– У вас много комедийных и острохарактерных ролей. Именно они ваши любимые?

– Я люблю и драматические роли. В «Рядовых», которые шли у нас на малой сцене, играла Люську. Она была сослана в Германию и забеременела от немца, на которого работала. Для нее это страшная трагедия, она казнит себя, хотя и не виновата ни в чем, и боится возвращаться на родину, боится встречи с русскими солдатами. Но, увидев их, понимает, что в глазах нет ненависти, а есть доброта и понимание. «Душа меня не осудит», – говорит Люська с верой, что сможет преодолеть все трудности и невзгоды. 

А Нина Заречная, этот ее финальный монолог: «Мечтала о славе! А теперь?.. В третьем классе с мужиками... груба жизнь!» Это ведь об актерской судьбе. Многие, приходя в профессию, думают, что судьба их примет с распростертыми объятиями. А это не только цветы и овации, но и бесконечные сомнения, бессонные ночи и мучительные поиски, а каждая новая роль – экзамен на состоятельность. 

В новом сезоне я играю в премьерном спектакле, который поставил Валерий Персиков. Мы встречались с ним почти во всех его постановках на тверской сцене. Мне всегда безмерно интересно общаться с этим режиссером, ведь и «Сестры», и «Мышеловка», и «Последняя остановка» – для меня не просто спектакли, а увлекательный, захватывающий период жизни. Это не только работа над ролью, но и узнавание себя, как таковой, осознание того, что мне близко и дорого, что по-­настоящему пробуждает во мне чувства, мысли, глубинные эмоции... Каждый раз я жду встречи с Валерием Александровичем с надеждой и теплом.

– Есть ли у вас поклонники?

– Есть, с некоторыми дружу много лет. В театр еще школьницей приходила одна девочка. Теперь она красивая женщина, у нее хорошая семья, иногда они с мужем зовут меня к себе в гости, на дачу. А вот недавно случай произошел: после спектакля «Слишком женатый таксист» еду в маршрутке. Напротив сидят суворовцы, тоже, видимо, возвращаются из театра. Один мальчик долго смотрел на меня, а перед тем как выходить, спросил, не я ли была на сцене. Я сделала вид, что не понимаю, о чем он говорит, тем более, меня трудно было узнать, ведь я играю в парике. Его друзья стали над ним смеяться. Они вышли, а я подумала, что, может, надо было признаться. А на следующий день на «Богеме» мне сказали, что ко мне пришли, и попросили выйти к ним из гримерки. И встречает меня толпа суворовцев, среди которых и тот парень. «Ну вот, видите, я же вам говорил!» – сообщил он им победоносно.
Автор: Мария Спиридонова
357

Возврат к списку

Тверь отпраздновала 76-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков
16 декабря в 11 утра, преодолев мощное сопротивление противника, батальон под командованием старшего лейтенанта Степаненко пробился в оккупированный Калинин со стороны силикатного завода. Вслед за ним по соседним улицам с боями прорывались части под командованием майора Второва. А с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии.
16.12.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость